В некоторых случаях владельцу недвижимости нужно доказать, что имущество является его законной собственностью. Для этого у него должно быть свидетельство о праве собственности на квартиру. Разберем, что это за документ и как его можно получить.
Что это такое
Свидетельство оформляется в Росреестре. Запись о вас, как о владельце недвижимости, вносится в соответствующие реестры, а вы получаете документ, который подтверждает ваши права. После этого вы можете распоряжаться своим имуществом так, как вам заблагорассудится.
Свидетельство защищает ваше право собственности
Данная процедура преследует несколько целей:
- Защитить владельца от различных форс-мажорных ситуаций и незаконного лишения его прав на имущество.
- Обеспечение безопасности и прозрачности имущественных сделок.
- Создание системы правового контроля для защиты граждан.
- Ввод контроля за движениями финансовых потоков путем оформления государственной пошлины.
Примечательно, что любой гражданин России может запросить информацию из реестра по любому объекту. Это очень полезная услуга, которая позволяет контролировать добросовестность сделки и находить сомнительное имущество.
Что необходимо
Для получения свидетельства о собственности на квартиру вам необходимо доказать, что вы являетесь ее владельцем. Как это можно сделать? Подтвердив право собственности документами и договорами:
- купли-продажи;
- дарения или обмена;
- ренты или долевого участия;
- завещание или очередность.
Могут быть и другие варианты получения — к примеру, постановление суда.
Набор документов
Давайте разберем, какие именно документы надо собрать собственнику, чтобы получить искомый сертификат. Примечательно, что данный список может меняться в зависимости от типа недвижимости, но в целом ключевыми бумагами являются:
- Документ, который обосновывает передачу имущества от одного собственника к другому (мы уже рассмотрели, какой именно).
- Акт передачи квартиры новому хозяину (выдается застройщиком).
- План квартиры и кадастровый паспорт на объект.
- Ипотечный договор, если квартира приобретается в кредит.
- Если в семье есть несовершеннолетние или дети-инвалиды, то нужно иметь разрешение от органа опеки на передачу недвижимости.
- Справка из ЖКХ об отсутствии задолженностей по коммуналке.
- Квитанция об уплате пошлины за внесение изменений (2000 рублей по состоянию на 2016 год).
- Паспорт гражданина РФ и его копию.
Мы рекомендуем сделать по три копии каждого документа. При обращении в Росреестр вы пишете заявление, прикладываете к нему перечисленные выше бумаги и получаете взамен бланк. В бланке сотрудник Росреестра прописывает принятые от вас бумаги, расписывается и ставит отметку о том, когда вам нужно будет к нему явиться за готовым свидетельством. Срок его изготовления не может быть больше 10 рабочих дней, но обычно его делают раньше. Теперь вы знаете, как получить свидетельство на право собственности на квартиру — разберемся, где его можно получить.
Записаться в Росреестр можно по электронной очереди
Оформление свидетельства
Для получения документа вам нужно будет обратиться в:
- Местное территориальное отделение кадастровой палаты или Росреестра.
- В центр обслуживания граждан (МФЦ).
- В территориальное отделение Росреестра с заказом выездных услуг.
- Почтовое отделение, отправив соответствующие бумаги по почте.
Чтобы не стоять в очередях и не путаться с оформлением, вы можете воспользоваться услугами электронного оформления и записаться на удобное вам время. Вам нужно будет просто прийти и без очереди сдать бумаги.
Получение документа
Как мы писали выше, на получение свидетельства на право собственности на квартиру отводится 10 рабочих дней. В региональных отделениях срок выдачи составляет 5-7 дней. За это время эксперты проверяют документы и оценивают законность совершения сделки. Если у специалистов возникают какие-то сомнения, то процедура приостанавливается до уточнения деталей.
Получить свидетельство вы можете тем же способом, которым подавали документы — в отделении Росреестра, МФЦ или по почте.
В некоторых случаях чиновники могут отказать в выдаче свидетельства. Для этого должны быть веские причины:
- В заявлении наличествуют серьезные ошибки, перепутаны фамилии, даты, не поставлена подпись и пр.
- Заявление было подано третьим лицом никак не связанным со старым и новым собственником.
- В паспорте объекта имеются критические ошибки.
- В договоре отсутствуют данные об обременении (к примеру, вы забыли указать, что квартира ипотечная).
- Неправильно оплачена государственная пошлина (реквизиты можно получить на сайте Росреестра или запросить их по почте).
- Документы поданы не в полной комплекции.
В этих случаях эксперт может либо приостановить процесс, либо отказаться от него. Приостановка процесса более выгодна обращающемуся лицу — он сможет исправить ошибки и запустить процедуру снова. Приостановка возможна на срок в 30 календарных дней, но обычно она не превышает недели. Если вы не исправляете ошибки, то эксперт отказывается от регистрации и уничтожает документы. Поэтому при оформлении свидетельства о праве собственности на квартиру мы рекомендуем вам быть максимально внимательными и не допускать банальных ошибок вроде неправильного написания фамилий или неверно проставленной даты подачи заявления.