Имущество любого гражданина после его смерти переходит к его наследникам. Права родственников или иных лиц определяются на основании законной очередности или согласно завещанию. В этой статье мы расскажем вам о том, как получить свидетельство о наследовании и для чего оно необходимо.
Для чего необходимо свидетельство о наследстве
Вступление в наследство возможно двумя способами: осуществление фактического принятия имущества либо обращение в местную нотариальную контору по месту последнего проживания наследодателя для оформления наследственного дела.
Первый способ выражается определенными действиями наследника относительно оставленного имущества. Например, установить факт принятия можно на основании доказательств использования или распоряжения оставленными владениями. Но без регистрации наследства подарить или продать их невозможно.
Второй и наиболее распространенный вариант вступления – обращение к нотариусу, который после рассмотрения представленных документов выдает приемникам свидетельство о праве наследования, образец которого вы можете увидеть ниже.
Для того чтобы полностью вступить в права владения унаследованной собственностью необходимо зарегистрировать имущество на имя приемников. Регистрационные действия, например, в Росреестре или ГИБДД могут быть осуществлены только на основании прав наследования – свидетельства, выданного заявителю в нотариальной конторе.
Образец свидетельства о праве наследования
Как же выглядит документ, который является доказательствами прав вступления? Свидетельство о праве на наследство печатается на бланке государственного образца, каждый из которых имеет определенные степени защиты и номер.
Образец свидетельства о наследстве:
В тексте бланка, который выдает нотариус, указываются следующие реквизиты:
- Дата и место выдачи, серия документа, сведения о наследственном деле.
- Ф.И.О. нотариуса, который составил и удостоверил указанный документ.
- Информация о наследодателе (Ф.И.О., дата и место смерти).
- Сведения о получателе свидетельства (Ф.И.О., наследника, паспортные данные, место проживания).
- Размер доли, которая переходит в собственность получателя, список наследственного имущества.
- Нотариальная печать и подпись юриста.
Бланк по желанию наследников может быть оформлен как в одном экземпляре (с указанием в одном документе всех кандидатов и размер их долей), так и в нескольких (для каждого заявителя отдельно).
По умолчанию свидетельство оформляется нотариусом. Однако статья 37 Основ законодательства о нотариате наделяет этими полномочиями:
- главу местной администрации поселения;
- специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения;
- главу местной администрации муниципального района;
- специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления муниципального района.
Названные должностные лица оформляют свидетельство о праве на наследство, если в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте нет нотариуса.
Как и где получить документ
Если вступление было произведено фактически, то чаще всего необходимо установить факт наследования в суде. Для этого необходимо подготовить иск в суд и представить доказательства действий истца в отношении наследственной массы.
При оформлении сертификата у нотариуса сразу же после гибели наследодателя необходимо выполнить следующие действия:
- Составить заявление о вступлении и передать его нотариусу (лично, по почте или через представителя).
- Собрать нужные документы и предоставить их в нотариальную контору, ведущую дело.
- Провести оценку наследственной массы и оплатить установленную госпошлину.
Получение справки о наследстве возможно в течение полугода с даты кончины наследодателя. При фактическом вступлении срока оформления документа нет, однако действия в пользу имущества должны быть произведены в течение этого же периода.
При обращении к нотариусу необходимо иметь на руках пакет документов, в котором должны быть:
- Выписка о месте проживания наследодателя.
- Справка о снятии покойного с регистрационного учета по месту жительства.
- Свидетельство о смерти.
- Имущественные документы (сертификаты собственности, договора, выписки).
- Документы с результатами оценки имущества.
Свидетельство о смерти выдается в местном органе ЗАГСа при предъявлении справки о смерти, полученной в медицинском учреждении.
Предоставленные документы рассматриваются в течение полугода в нотариальной конторе. По истечении этого срока специалист оформляет свидетельства о наследовании и выдает их установленным приемникам. Бланк может быть выдан один на всех получателей либо каждому в отдельности.
Налог при оформлении вступления
За оформление документа о праве заявителя на оставленное имущество необходимо оплатить госпошлину. Она определяется следующим образом:
- 0,3% от цены наследства – для претендентов первой и второй очередности (родители, дети, супруги, бабушки и дедушки, братья и сестры), но не более 100 тысяч рублей.
- 0,6% от цены имущества – для иных лиц, не входящих в первый и второй круг наследования. Максимальный размер налога ограничен 1 миллионом рублей.
Освобождаются от оплаты госпошлины наследники, которые проживали вместе с наследодателем до его кончины. Половину от установленной суммы могут оплатить инвалиды первой и второй группы. Более подробно о праве на льготы можно узнать в местной налоговой службе.
На нашем портале вы можете не только найти массу полезной информации о наследстве, но и бесплатно задать свой вопрос профессиональному юристу. Напишите о своей проблеме, и подробно проконсультируем вас.